В мире два плана: духовный или умопостигаемый и чувственный или телесный. И между ними есть строгое и точное соответствие. Чувственный мир не есть преходящий призрак, не есть распад или умаление бытия, но принадлежит к полноте и цельности бытия. Он есть образ или символ духовного мира. Связь двух миров неразрывна и неслитна.
Между чувственным миром и психофизикой человека не существует файервола, огненной стены, но есть общее поле соответствий. Бог единодержавно творил это мир, и отражение духовного порядка находится в космической физике. Другими словами все вещи и явления на земле, по учению св. Отцов, имеют свой первообраз на небесах. Иногда земные реальности (храм) почти вплотную являют нам эту Божию Действительность, а порой до неузнаваемости (банк, казино, супермаркет, публичный дом, тюрьма) помрачают образ небесных архетипов. «Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатанным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь там благодаря своим логосам… дело же их одно и, как говорил Иезекииль… они словно колесо в колесе (Иез. 1,16). В Боге «содержится средоточие всех предметов … Ибо все предметы участвуют в Боге по аналогии, в силу того, что они исходят из Него.» (прп. Максим Исповедник «Ambigua») . «Таким образом, - комментирует этот текст прот. Иоанн Мейендорф,- все движение, все существование тварного мира – наша жизнь – наша история, творчество, вся цивилизация – естественным образом устремлены к Творцу, и завершается это движение вечным покоем в Боге» (прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие ). А вот как понимает выше приведенные слова прп. Максима другой православный ученый прот. Георгий Флоровский: «Все в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова (Бога- Сына), ибо Откровение Слова. Весь мир есть Откровение, некая книга неписанного Откровения... В многообразии и красоте чувственных явлений Слово, как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, - чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл… Все в мире в своих глубинах духовно. И всюду можно распознать ткань слова. В мире два плана: духовный или умопостигаемый и чувственный или телесный. И между ними есть строгое и точное соответствие. Чувственный мир не есть преходящий призрак, не есть распад или умаление бытия, но принадлежит к полноте и цельности бытия. Он есть образ… или символ духовного мира. Связь двух миров неразрывна и неслитна» (прот. Георгий Флоровский, «Восточные Отцы 5-8 века»).
Преп. Максим Исповедник
О символизме мира учил не только преп. Максим, но и многие другие учителя Церкви. Одним из последних, кто писал об этом был св. Григорий Палама. Приведем цитату из его третьей беседы: «Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира». В замечательной книге, посвященной разбору учения св. Григория Паламы о человеке, арх. Киприаном (Керном) под этими словами подводится итог: «Экран эмпирической действительности есть только сложное сплетение преходящих символов, таинственно говорящих о вечных и непреходящих, идейных реальностях иного плана. На вещах и явлениях сохранился отпечаток чего-то иного, отзвук иных миров «Все в мире таинственно, двупланово и потому на этой символичной системности мира обосновывается не только сравнительный метод (разбираемый нами), но и вещи посложнее. Взрослым людям, воспитанным в профанных координатах, трудно настроить свою душу на символическое духовное восприятие жизни, но для святых и детей это легко. Святитель Игнатий (Брянчанинов), Тихон Задонский и другие святые подвижники подарили нам множество замечательных прозрений «от мира собираемых». Открывая их чистые книги, начинаешь понимать, что духовные реалии наполняют всю земную жизнь от великого до малого; что между социальной средой и законами классической механики аналогии возможны.