Мячик
Мячик помогает на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов. От пола хорошо отскакивает. Почему? Пол крепкий. От песка на берегу речки - плохо. Песчинки не соединены друг с другом, и поэтому песок “рассыпчатый”. Вода собрана воедино, но она мягкая и принимает в себя мячик. Мячиком ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее границы и свойства. На святых иконах ангелы, часто изображаются держащими прозрачные “мячики” - сферы. Они суть символ их совершенного послушания воле Божией и пронизанности своей природы светом Фавора. Ангелы – “вторые светы”. Сфера всегда была символом совершенства. Древние греки представляли небо сферическим.
Мальчик играет с мячиком. Как ему нравится подкидывать его в прозрачные небеса, ловить, прижимая к сердцу! В руках ребенка предмет совершенной формы. Он учится владеть им; он пробует овладевать совершенными, пока еще физическими, объектами мира. Он пинает его, и совершенный физический феномен катится “совершенно” далеко, квадратный мячик к продолжительному движению не способен. Это запоминается.
Придет “час души” (М. Цветаева), и он прозреет, что не только совершенный мячик, но вообще совершенные формы подвластны человеку. Он сам может создавать идеальное, потому что сам есть «образ Божий», «совершенная сфера». Человеку дано воспроизводить совершенные формы на всех уровнях мирового бытия: от “мячика” до Литургии. Содержание Евхаристии дал Господь. Человек воплотил его, при содействии Силы Божией, в гениально духовных формах. Мальчик держит в руках мячик. Разве он не похож на ангела? «Будьте как дети».
Перейдем к физике. Эта игрушка обладает прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, умения вложить всю силу в один толчок, т.е. учит психофизической собранности. С 6-8 лет мячик служит для расширения социальных связей. Несколько детей, например, могут играть в вышибалы.
Матрешка
Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце - принцип существования жизни. Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Все в Одном – полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл и спасение человека. «Догматическим» формулам пантеистической безличной религии полностью соответствует внешний вид яйцевидной игрушки. Однако мы, русские люди, исповедуем
Православное сердце ищет не обожествления (следствия), а Встречи с Личным Богом. «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). Бог есть Личность, свободно воплощающая свое бытие. И человек как “образ Божий” является носителем личностного начала. Поэтому каким-то удивительным образом этот принцип (одно в другом) преобразился на русской земле из безличного яйца в молодецкую матрешку с десятками разнообразных ликов. Из яйца вдруг появились младенец, девочка, девушка, молодка, бабушка. В одном из московских музеев можно увидеть матрешку в человеческий рост. Самая маленькая расписная фигурка из этой серии размером с ноготок. Но величина матрешки в рост человека для этой игрушки не предел. Не является минимальной деревянная куколка и со спичечную головку. Матрешку следует мыслить со знаком “прибавления” в одну сторону и со знаком “минус” – в другую. Пределом увеличения для первой наружной матрешки будут параметры вселенной, точнее, всего Бытия; для самой маленькой - внутренней куколки – не атом и не кварки, а некая частица, начальная монада для созидания мира, недоступная для обнаружения инструментарием современной физики.
В восточных религиозных системах безымянное яйцо - центральный архетип, на который опирается сознание пантеиста при формировании своего конечного духовного облика (в Православии таким первообразом является икона Иисуса Христа). Прослеживается простая мысль. Если ты хочешь “спастись” – раствориться в Абсолюте - ты должен породить в себе тотальное сознание и стать как “яйцо”; тогда ты будешь включен в структуру Абсолютного Бытия; ты будешь охранен, вокруг тебя народятся новые слои человеческих сознаний; ты успокоишься под бесконечными покровами безличных скорлупок Единого. И действительно: в результате подобной работы души человек начинает чувствовать себя (ложно) заключенным в мировой Благодатный Кокон, считая, что “спасает” себя от смертоносного влияние времени и трагедий в загробном мире. А русская матрешка созидается с лицом, подчас очень оригинальным и неповторимым. О чем это прозрение? О назначении человека и конечных судьбах вселенной. Матрешка – это то, к чему зовет русского человека Церковь Христова. Вот задача людей: все Бытие привлечь к себе, очеловечить и просветить Духом Святым. Нет никакой такой малой (самая последняя внутренняя матрешка) частички в мире, недоступной для человека и преображающего действия Божия. Поэтому не только отдельные единицы вселенской жизни должны быть просвещены, напоены благодатью, но вся ее совокупность. Самый большой элемент бытия (матрешки) обнимает самый крошечный. Самый маленький элементик не растворяется в последующем, а сохраняет все свое уникальное своеобразие.
Дело человека - в каждой вещи мира постигнуть ее совершенный смысл и раскрыть потенции существования всех вещей перед вечностью. Церковная нарядность, можно даже сказать, некая иконописность матрешки есть душевное подобие иконы Преображения Христа на горе Фаворской. Образ матрешки – это человек во Христе. Только такой человек способен “возделывать” рай, преображать мир. Кстати, именно в этом заключается один из смыслов праздника Преображения Господня.
«Что такое сердце милующее?» – и сказал: “возгорание сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились…”(преп. Исаак Сирин. Слово 48, с.206). Отдельно от мира, от его судьбы, в порыве индивидуалистической домостроительства человеку не дано спасти свою душу. Но и наоборот. Для того, чтобы человек мог осуществить свое предназначение, Господь создал многоступенчатую иерархию земных стихий, начиная с квантовых энергий и заканчивая высшими ангельскими чинами. Перед потопом, когда люди “извратили свой путь», Господь сказал: “Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо я раскаялся, что создал их.”(Быт.6,7). Это не была жестокость божественной Правды, просто вся вселенная становится не нужна, если в ней не будет человека.
В православном богословии догмат о Святой Троице поясняется при помощи аналогий из физического мира, например, солнца. Возможность таких тварных подобий обосновывается символической структурой мира, созданного Богом-Троицей. Думается, что интересной аналогией, раскрывающей догмат о Церкви, является русская матрешка.
Ее структура идеально соответствует пониманию Церкви самой себя как “неслитного, нераздельного, неизменного, неразлучного” Бытия всех ее частей в Духе Святом.
По учению св. Отцов, как каждая частица Причастия непостижимым образом вмещает всего Христа, так и каждая единица Церкви обладает всей Полнотой Жизни Вселенского Православия, будь это деревенская церквушка на краю земли, патриарший собор в Москве, храм Гроба Господня в Иерусалиме или Константинопольская кафедра. Где евхаристия, там и Церковь, где Церковь, там и Христос, где Христос, там полнота любви. Дело не в количестве и значительности церковных элементов, а в причастности их к Литургии. Только “все вместе”, в единстве, дарованном свыше в день Пятидесятницы, бытие земной, территориально и географически разрозненной, Церкви может осуществить, явить миру евхаристию как Всеполноту божественной славы.
Аналогичный принцип мы находим и в структуре матрешки. Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится “неполной”; но в то же время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. Жаль, что ученые отцы-догматисты проходят мимо этого замечательного игрушечного подобия. Матрешка – это и категории Аристотеля, данные в чувственно-художественных образах. Высшие категории жизни (большая матрешка) включают в себя низшие (маленькие матрешки), но не упраздняют их. Кирпич не отнимает у глины ее сущности; кирпичный дом сохраняет естество всех, вложенных в него кирпичей. Порядок рождается только из порядка.
"Идея, что порядок – только из порядка, означает, что мы не можем утверждать, что из низшего возникает высшее, из несовершенного со временем получится совершенное, из низкого – высокое; все эти посылки и тезисы прямо противоположны эволюционной теории. Здесь заведомо исключено, что из обезьяны может получиться человек (Значит, матрешка является одним из культурно-художественных образов “доказательств бытия Божия") Отсюда – вся иерархичность (по степеням совершенства) построенного мира у Аристотеля (М. Мамардашвили. Лекции по античной философии. Стр.176). И мирским философам матрешка может сослужить службу.
Матрешка на душевном плане – “образ будущего века”. Как жаль, что сегодня ее чудный лик приобретает черты унифицированного современного мира. Всякий художник способен создавать только образы своего сердца. Мастерица, не преображающая свою душу Фаворским светом, живущая по медиа-техническим стихиям (эстрада, сериалы, шоу, и т.д.) “века сего”, не может подарить миру пасхальный запоминающийся облик этой народной игрушки. А как интересно было бы вместе с детьми заново пережить образы любимых русских сказок (тем более, что такой опыт уже был до революции в Сергиевом Посаде) в матрешке, таких как “Терем-теремок”, “Репка”, “Курочка-ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок” и др; создавать семейные, мастеровые (например, отец - кузнец, мать – несет узелок с едой, дочка - кувшин с водой, сыночек - с крошечным молоточком и т. д.) матрешки. Можно провести творческий семинар по тематическому обновлению (принцип стандартности матрешечных ликов есть не до конца изжитый прообраз пантеистического яйца Востока). Матрешка необходима нашим детям, и мы обязаны сохранить ее для них, найдя новые неожиданные краски и образы в Православии.
Мягкая игрушка (слоники, зайчики, медведи и пр.), как правило, имеет веселый добродушный образ, и нет никаких причин лишать детей радости обладания ею. Это прирученные “райские” звери. Что такое плюшевый мишка? Мягкая, очеловеченная душа лесного царя зверей, воплощенная в форме игрушки. Девочка сажает “мишку” за стол и кормит кашей. Она вырастет и увидит, надеюсь, в зоопарке, настоящего медведя и, может быть, подумает: “Ничего, что он с виду такой дремучий! На самом деле сердце у него доброе, как у моего плюшевого медвежонка” И будет права, ибо злоба звериная есть отражение в твари лютости человеческой. Можно и самим попытаться сделать игрушки. Это, конечно, не совет подобный совету Ганди, всем ходить с прялками. Но все же, почему бы не попробовать, хотя бы пару раз, вместе с детьми сотворить несколько игровых единиц? Если отец не имеет способностей к столярному делу, а мать к рукоделию, то можно найти соответствующего мастера (мастерицу) и заказать им необходимую игрушку: машину, коляску, подъемный кран, кукольную мебель, одежду и пр. Уверены, что по стоимости она будет дешевле фабричной.
Не следует также забывать, что в школьном возрасте игрушка отходит на второстепенный план. Школьники начальных классов уже имеют душевные силы, чтобы работать на уровне сознания с символикой переноса свойств одного предмета на другой. Нужно только не загасить эту способность “мировыми достижениями культуры” и вовремя направить движение детской души по пути творчества и воображения. В возрасте 7-10 лет дети становятся способными осуществлять сложные социальные игры. Поэтому вполне возможно родителям помочь им в организации этих игр. Разве так трудно вспомнить себя мальчишкой и научить детей замечательным подвижным играм, таким, как “лапта”, “двенадцать палочек”, “чиж” и “казаки-разбойники”? Возможно, одним из выходов будет и создание специализированного магазина доброкачественной, душевно – укрепляющей детской и народной игрушки. Такой опыт уже был единожды осуществлен в России в Сергиевом Посаде, незадолго до революции. Иван Шмелев в одном из своих произведений описывает эту прекрасную продукцию, которая быстро завоевала любовь детей и родителей во многих пределах русской земли. Замечательно то, что создание этого комплекса (мастерские и сеть магазинов) было вызвано к жизни не желанием обогатиться, а стремлением дать русским мальчикам и девочкам (после проделанной серьезной научной работы) воспитательную, нравственно – оздоровляющую игрушку. Вятское Земство незадолго до 17 года организовало, по типу подмосковных мастерских, свое небольшое предприятие. Но вскоре, в «пожаре мировой революции», оно исчезло. Не пришла ли пора возродить традицию?
Игрушка нужна всем: и умудренному старцу, и младенцу. Причем под игрушкой для старца следует понимать не какую-нибудь дорогую безделушку, а самую настоящую из «Детского мира». Ибо для нас, взрослых, она есть символ жизни, ее цветения, возможности ее продолжения. Игрушка – это не окно в детство, а знак того, что мы и сейчас умеет радоваться, любить и прощать, как и в те благословенные времена, когда путешествовали «под стол пешком».