Общий смысл праздника Вознесения Господня.
В древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16 и Евр. 15. 9). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением, например, в Никео-Константинопольском Символе: « И Воскресшего в третий день по Писаниям. И возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца». Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв: « И вся яже и нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, и на небеса восхождение, одесную сидение» и еще: «дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее».
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа благодатное присутствие Сына Божьего сохраняется в таинствах Церкви.
Главным следствием Вознесения Господня стала возможность участия человеческой природы в Божественной жизни. Видение первомучеником Стефаном Иисуса Христа, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян. 7: 55-56), говорит о том, что человеческая природа вознесшегося Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь победил смерть и сделал человеческую природу «равночестной и сопрестольной» Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30). Святитель Григорий Палама замечает, что Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако, «восхищены на облаках» (1 Фес 4: 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». Святой Иоанн Златоуст говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, — Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе».
Благовестие праздника
«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо». «Какой чудный образ действия! Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какая же это радость для любящих Его» (Митрополит Филарет Московский).
Господь мог просто исчезнуть, попрощавшись с учениками, мог растаять красиво в воздухе, но он повелел учениками взойти гору Елеонскую. Апостолы поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Радость эта происходила от того, что они теперь своими глазами увидели славу Своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святого Духа.
Они как будто нравственно переродились, пребывая в духовных трудах во время 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Небесного. В этом высоком молитвенном состоянии они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им проповедь Евангелия.
Апостол Марк добавляет, что Господь, вознесшись на Небо, «воссел одесную Бога». Образно-символическое выражение воссесть по правую руку, означает, что Господь и по человечеству воспринял Божественное начальствование над всем миром вместе с Богом Отцом.
До Своего Воскресения Сын Божий сошел во ад, после сорокадневных воскресных событий Он взошел на Небо. Вознесение – одна из спасительных ступеней к Таинству Пятидесятницы. Прежде сошествия Духа Святого необходимо Христу необходимо было в Себе «соединить расстоящиеся естества»: землю и небо, мир человеческий и мир ангельской славы, временную энергию и эон вечной жизни. Крест Христов соединил всю видимую и невидимую вселенную. «Мы изумляемся, - пишет преп. Максим Исповедник, - видя, как конечное и бесконечное, вещи, которые обоюдно себя исключают и не могут быть смешаны, оказываются в Сыне Божьем, соединенными и взаимно одна в другой проявляются».
Вознесение не есть исключительно отдельный праздник, он есть конечная сингулярная точка Воскресения. Альфа - начало воскресения. Омега - завершение. Переход (Пасха) одной живой системы к другому качественному состоянию этой же системы. Вознесение это не переход из одного материального мира, «грубого и толстого» в мир тонкий, "эфирный" как писали в 19 веке. Это исход одного Человека (пока одного, как сформулировал святитель Иоанн Златоуст «Начатка от начал») "Одесную Бога отца", в сферу действия Божественных энергий по типу соединения Халкидонского догмата, где до этого не было места тварной материальности, даже и безгрешной. Вознесение Христово – было не легким благоуханным восхождением подобным воспарению лебединого перышка. Оно осуществилось, как взлет космической ракеты со стартовой площадки, так что даже камень на месте Вознесения оплавился от мощного воздействия нетварных воскресных сил, возносящих Христа на небо. "Стопочка" Христа на месте Вознесения с 70 размер. Не отрыв от земного мира мы отмечаем в праздник Вознесения, а мощное соединение нашей временной реальности с Божественным Бытием. Оплавленная стопа Христова красноречиво показывает нам, какое поистине нечеловеческое, усилие понадобилось для этой вселенской вечной интеграции. Именно поэтому - Богочеловек Иисус Христос не возвратился в наш земной перстный мир, а послал Иного Утешителя. Возвращение Сына Божьего станет возможно уже только «во славе и силою многою» в пределах не нашего тварного космоса, а когда будет «новая земля и новое небо, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 21. 1 и 22. 3-5).
Всем нам надлежит вознестись над суетой, над треволнениями, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх, который твердит нам: «Какая молитва, какое вознесение, посмотри вокруг, нужно вгрызаться в эту земную твердь, чтобы жить, отвоёвывать своё место под солнцем!» Естественное, «душевное» чувство. Господь говорит нам: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его», а что есть, что пить, во что одеваться – это всё приложится вам. Мы же делаем прямо противоположное: именно настойчиво и усердно ищем, что нам есть, что пить, во что одеваться, где свои «кости бросить» и надеемся, что Царствие Божие уж как-нибудь, по милости Божией, само собой приложится. Вместо восхождения к Богу, мы хотим, чтобы Христос вновь сошёл в нашу земную тьму и «благословил» ее, именно не изменил, не рассеял, а утвердил и оставив всё как есть «для нас любименьких».
Вспомним евхаристический призыв: «Горе имеем сердца». Смотря вверх, человек не может заниматься ничем земным, он даже шага в этот момент ступить не может. Но эта остановка, молитва, стояние в Духе, суть не бесполезная трата времени, а «час души», «точка сборки», собирания, соединения с Богом. В этом единении человек обретает главное – ясный взгляд и понимание своего земного спасительного пути. Его нам ежедневно и не хватает так что, «в поте лица своего» совершая непрестанно тысячу дел, мы не делаем по сути ничего по-настоящему нужного и остаемся, в конце концов, у «разбитого корыта». К этой благодатной остановке, к необходимости «воззриться горе», обратить свой внутренний взор к Богу и призывал нас Господь, возносясь на Небо и произнося удивительные вдохновляющие слова: «Се Аз с вами есть до скончания века». Вознесение это не удаление, не разрыв, а призыв к преображению, к собственному деятельному восхождению к Богу, в Его Царствие!
"Вознесение господне: двунадесятый праздник"