Когда мы говорим о посте, мы спрашиваем у священников прежде всего о том, как нам расширить границы допустимого. А что можно в пост? А какие послабления допускаются в пост? Мы все время говорим о том, что главное людей не есть: мясо кушайте — людей не кушайте. Такими благими заявлениями мы напрасно расширяем строгий порядок допустимого.
Мы слышим, что «все мне дозволено», а то, что «не все мне полезно» остается за рамками нашей повседневной жизни.
Пост сегодня должен быть таким временем, когда мы станем к себе строже. Христианство — это ревностная вера. Не в каком-то душном экстремизме, когда мы этой ревностью другим угрожаем, а когда душа человека ревнует к Богу внутренне.
Когда ревность человека захватывает, когда человеку от этой ревности хорошо, благостно, когда сладость от этой ревности. Мы потеряли это ощущение, все время подменяем его какими-то душевными собраниями, умными разговорами о догматах. А ведь ревность по Богу – самое яркое чувство христианина.
Ревность о Боге связана с любовью, с внутренней честностью, с пониманием того, что ты можешь больше, чем на самом деле хочешь. Да, есть множество оправданий, очень благочестивых, вполне каноничных, вполне объяснимых и благословенных. Но признаемся себе – мы можем гораздо больше.
Христиане сегодня стали себе очень много разрешать – все читать, все смотреть, все говорить. И более того, любой запрет, который сегодня звучит, в православном окружении воспринимается очень странно. В светском коллективе можно сказать: давайте не будем ругаться, давайте не будем осуждать, давайте не будем о человеке за глаза нехорошо говорить, — и это совершенно невозможно сделать в православном обществе, потому что все скажут: «Да ты хочешь быть святее Папы Римского, да мы не в осуждение, а в рассуждение, все это можно».
Как расти вглубь себя? Сейчас легко узнать, как исповедоваться, как готовиться к Причастию, как ходить на службы. Но про внутренний христианский рост для мирян написано очень мало.
Христиане в городской среде в таком положении, что с утра до ночи бесконечная суета, бесконечная гонка. От информации срывает голову, кажется, что ты всем должен, всем нужен, и тебе еще нужно найти время остаться с самим собой наедине и еще Богу помолиться в тишине сердца. Невозможно жизнь человека в миру сделать имитацией жизни в монастыре. Здесь пространство свободы, и пространство ошибок, личного ежедневного выбора. Человек ежедневно много раз делает свой выбор. Этот выбор — сердцевина нашего бытия. Бесконечная деятельность – это форма жизненной подмены.
Эта деятельность человеку может очень нравиться или может очень не нравиться. Но эта деятельность — выживание, а не жизнь. Эта деятельность не дает человеку опомниться для выбора. Человек, который живет в активности — просыпается — и начинает активничать, а потом эта деятельность кончается, он приходит, включает телевизор, сериал — и засыпает, то есть выпадает из бытия.
Жизнь в этой деятельности наступает тогда, когда деятельность разрывается каким-то событием, часто трагическим. Раз! — нет никакой деятельности, но есть жизнь, с которой надо теперь справляться. Деятельность разрушена, и осталась жизнь, к которой мы чаще всего не готовы. А есть жизнь, которая предполагает, что ты живешь, а значит, делаешь свой выбор.
Ты проснулся, и перед тобой выбор: рвануться в деятельность — или притормозить для жизни. Посвяти жизни три минуты молитвы, потому что молитва — это форма жизни.
Дальше все равно жизнь затягивает в какую-то форму деятельности. Но можно дальше тормозить и каждый час вырывать у суеты немного места для жизни. Во время поста это духовное делание для жизни можно расширить до больших пределов.
Пост — это когда вытесняешь деятельность из себя, а на ее место ставишь жизнь. Когда ты этим постом постоянно готов к выбору: пройти мимо или остановиться, отдать минутку для Бога, отдать минутку для человека, посвятить минутку для понимания самого себя, для разбора своих собственных чувств, созерцания. Когда вдруг останавливаешься и смотришь вокруг себя на мир, и вдруг в этот момент все замирает, и вдруг видишь там что-то такое, что вдруг тебя возвращает к жизни, а деятельность в данный момент замирает.
В посте самое главное то, что деятельность уходит на второй план. А пространство жизни расширяется. И это очень человеку тяжело. Самое тяжелое во время поста — это пространство жизни, потому что человек не очень умеет им пользоваться, в него погружаться.
Человек все время ищет возможности от жизни увильнуть в пространство небытия. В пространство удовольствий, пространство сна, пространство сериала, пространство интернета и пространство соцсетей — это пространство чего угодно, куда ты уходишь, когда тебе тяжело оставаться с этим выбором и с этой жизнью сериальной.
Пост как раз дает наполнение жизни, и это очень тяжело человеку дается. К этому надо себя все время расширять, понуждать. Человек из жизни легко выпадает, ему легко дается эта безжизненная деятельность и тяжело дается любая минута полноты жизни.
Человек уходит от этой жизни, потому что жить тяжело. А с другой стороны, ему все время этой жизни не хватает, и он мучается, он недоволен. Путь и выход здесь — открытие себя для жизни. Надо учиться жить. Учиться жить надо всем нам. Учиться жить. Пост – это как раз такая прекрасная наука, которая дает нам возможность почувствовать, как можно жить.