У многих людей, в том числе и достаточно воцерковленных, знакомых с православным богословием, праздник Обрезания Господня вызывает некоторое недоумение и оторопь: что это за «чудная» праздничная дата обрезания крайней младенческой плоти? В чем его духовный смысл? Что в этот день празднуют Церковь? Не будет строги, действительно, не зная истории становления годового круга церковных праздников, великий смысл этой великой церковной даты понять не просто. Обрезание Господне - праздник апологетический. В этот день Церковь возвещает всему миру о подлинном, а не мнимом воплощении Сына Божьего в земных пределах и временах. Реальность Боговоплощения с древнейших времен отвергали все древние гностические системы и ересиархи; новые гностики только пережевывают старые ложные взгляды. Как сказал пророк: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Праздник Обрезания – ясный ответ Церкви всем, кто считает, что Рождение Христа в Вифлееме было не вполне земнородным, призрачным; настолько чудесным, что его нельзя полностью соотнести с человеческой природой. Церковь не спорит со своими оппонентами, не воинствует за Благую весть на полях сражений, на площадях и торжищах. Она отвечает на приписываемые ей ложные учения великими праздниками и духовными песнопениями, которые богословски точно отмечают вехи ее божественного пути в земной истории. Древним гностикам казалось, что утверждая плотское воплощение Бога, они тем самым унижают Божество, бесконечное совершенство Абсолютного Духа.
Для Церкви же «крайняя плоть» Христова сущностное свидетельство о совершенстве и полноте принятия Богом нашей человечности. Самое великое и вечное ее радование, что «Слово стало плотью» - Бог навечно соединился с нами во Христе. Церковь без всяких «но», всегда помнила и радовалась словам евангелиста Иоанна богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1Ин. 1, 1-4).
Праздник Обрезания - во-первых, утверждает, что Христос «плоть от плоти» Богоизбранного народа, о котором возвещали тысячу лет пророки. Он истинная «Утеха Израиля, долгожданный Мессия, пришедший спасти человечество; во-вторых этот праздник возвещает всему миру, что Христос не призрак, не аватар Божества, не картонно-телесная маска Абсолюта. Он настоящий человек во всей мыслимой полноте человеческой природы.
Из всех православных двунадесятых и великих праздников праздник Обрезания Господня отмечаемый церковью «тихоструйно» и неярко является, может быть, самым таинственным и прообразующим праздником-фактом для всего мира. Его смысл настолько глубок и превосходит всякое человеческое постижение, что Отцы Церкви предпочитали молчание словам.
Из русских святых, практически единственный - святитель Дмитрий Ростовский дерзнул сказать: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех". Обращаем внимание наших читателей на два слова: «боль» и «грешник». Первое, несомненно, предупреждает восхождение на Крест, а второе указывает на Гефсиманские страдания. Таким образом, этот праздник знаменует будущие искупительные подвиги Господа нашего Иисуса Христа. Он страдал в Гефсиманском саду и жестоко умирал на Кресте не как ментальный персонаж совершенно не чувствовавший боли и муки, а как живой реальный человек. О большем умолчим. Упраздняя полноту вочеловечивания Христа «мудрствующие лжеименным разумом» разрушают все Дело Сына Божьего по спасению людей, отвергают Церковь, Евхаристию и все Таинства; вновь разъединяют людей и Бога; делают недоступным Царство Небесное и отбрасывают человеческий мир от Света Христова в безблагодатную тень Ветхого Завета.