История праздника
Когда Христос достиг тридцатилетнего возраста, причём, тридцатилетний возраст был избран не случайно, а это было время, когда человек из рода левитов мог стать священником или быть избран первосвященником, это был срок, когда человек мог выйти на общественное древнее церковное служение. Поэтому Христос ждал тридцати лет, чтобы выход Его на проповедь был по закону, а не самозваный.
Но здесь очень важно закрепить – не по нужде Сына Божьего, не по нужде Троицы Святой было Иорданское помазание, словно Христос ещё не был Сыном Божиим. Это схождение Духа Святого не добавило Христу ни одной капельки благодати и не отняло ни одной капельки благодати, Бог не добавил ни одной частички Своего благорасположения Отцовского – ничего. У Христа ничего не прибавилось, у Христа ничего не убавилось. Он какой вошёл в реку Иордан, такой и вышел. Но это было необходимо по Домостроительству, для нашего спасения.
Евангелие запечатлевает таким образом приход Христа на реку Иордан. Его встречает пророк Иоанн со словами: «Мне надо у Тебя креститься». Но, Господь ему отвечает: «Оставим это, ибо надлежит нам исправить всякую правду». В данном случае, какую необходимо правду было исполнить? Есть два понимания «исполнения Правды», два смысла. Первый, ближайший: «Правда» исполнить закона. Раз Иоанн призывал к покаянию народ Божий, то и Христос как Сын этого народа пришёл на место Иордана, дабы засвидетельствовать Своё почтение и Своё послушание пророку. Второй смысл «Правды» сложней: послужить делу спасения народа Божьего и всех последующих, кто примкнет к народу Божьему, станет одним из его членов.
На древних иконах момент Крещения Христа изображался весьма необычно, даже самый маленький мизинчик на Его ноге не был покрыт водной стихией. Это ещё более яркое иконописное свидетельство, что Христос без греха, что Ему не нужно это очищение. И вот это событие, выход Христа на общественное служение, уже знаменует Его явную борьбу с дьяволом, с человеческим грехом, разрыв с обычной неприметной жизнью «Сына плотника». Иконы Крещения, Преображения, Пятидесятницы – относятся к иконам «вторичным». Их освящают особым образом как Троичные иконы, как явление славы всей Святой Троицы. Именно по этой причине мы называем праздник Крещения ещё и Богоявлением. Богоявление, не только, что Бог явился в образе человеческом на реке Иордан. Но ещё Богоявление Святой Троицы. Бог явил Свою личную полноту Святой Троицы впервые в человеческой истории, для одного человека Иоанна пророка, потом в последующие времена Господь явит Свою славу уже для всех людей в день Пятидесятницы. И сейчас проявление Божьего явления продолжается в Церкви Христовой. Каждое явление является домостроительным, имеет воспитательно-символическое значение. Какой же смысл был являть Богу Свою славу на Иордане? Господь этим явлением утверждал следующее: воля Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа не рушима и согласна всегда и во всём ныне и присно и во веки веков. Что не один богочеловек Иисус Христос идёт спасать народ, а вся Троица Святая принимала участие в спасении человека, через Иисуса Христа Господа нашего.
Благовестие праздника
Не один раз можно было увидеть в научно – популярных фильмах, как каплю воды, взятую из обычного водопровода, помещали в центр огромного стального шара, в диаметре больше, чем метр, запаивали накрепко и начинали этот шар сжимать гидравлическим прессом. Каждый из нас изумлялся тому, что этот шар разрывался под действием такой сжимающей силы. Железо корчилось, железо распадалось на молекулы, трещало по швам. А эта маленькая, ничтожная капелька воды, нежная, как перышко голубиное, оставалось целой и невредимой. Ее невозможно было сжать совершенно. Она вытекала из разбитого стального шара, какой была: чистой и неповрежденной.
В наших же телах не просто течет вода. Каждый из нас, приобщаясь на литургии Тайн Господних, вместил в себя каплю крови Христовой, каплю божественной энергии. Каждый из нас не просто несет в себе воду, но каплю божественной крови, частичку Божественной любви. Пусть она такая малая, что может уместиться на одной чайной ложечке. Уже весь мир, как стальной шар, не сможет ее сжать, не сможет ее попрать, не сможет ее уничтожить. Она разорвет этот мир, он треснет по всем своим основаниям, но не сможет исторгнуть из нашего сердца эту каплю божественной любви, если мы хотя бы чуть-чуть будем ее сохранить в себе.
И эта капля божественной крови, в конце концов, действительно разорвет этот мир, так что небеса совьются, как свиток, и мир расшатается в основаниях своих. И тогда мы увидим новую землю и новое небо. И тогда «потекут реки воды живой» и как читается в первой паремии на великое освящение воды: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35,1-10). Любовь Божья заполнит, осветит всю вселенную, весь мир, не оставляя ни одного черного пятнышка, ни одной точки, которая была бы не просвещена Божественным Светом.
И тогда ничто уже не будет утеснять человеческое сердце. Как море свободно плещется в своих берегах, так и в тех грядущих временах любовь Божья будет свободно жить в человеческом сердце, без края и без границ, без горизонта и без человеческого греха.