Тайные молитвы — это тексты догматического содержания, которые включают в себя выражения, позволяющие совершить Таинство Евхаристии. Эти молитвословия священник читает вполголоса в алтаре, стоя перед Престолом. В это время молящиеся в храме прихожане слышат церковные песнопения или ектеньи, произносимые дьяконом.
В древности тайные молитвы произносились громко, и их слышала вся Церковь. Существует предание о том, что молитвы священника или епископа на литургии стали произноситься тихо после того, как дети, выучив на слух все тексты, стали играть в совершение таинства Причастия, и на камень, на котором стояли импровизированные сосуды сошел огонь. Но это только благочестивое предание, не более того, ибо одно такое событие, пусть и чудесное, не могло привести все вселенскую Церковь к традиции произнесения некоторых священнических молитв тайным образом. О исторических обстоятельствах этого изменения практики Церкви мы сделаем отдельную статью.
Эти молитвы сами по себе не содержат ничего запретного для мирян, их можно найти в «Служебнике», а большинство православного духовенства считает, что мирянин должен хорошо знать содержание тайных молитв, чтобы представлять себе цели и значение божественной литургии. Именно поэтому мы решили, что о «тайных молитвах» стоит поговорить отдельно.
В общем-то тайно, то есть не вслух всего народа, а вполголоса или про себя, священник начинает читать молитвы уже во время вечерней службы. На великой вечерне батюшка, как написано в «Служебнике» встает «пред святыми дверьми алтаря откровенное главою и глаголет молитвы светильные», всего семь по числу; равным образом – двенадцать молитв на утрене. Кроме этого, он читает особые молитвы на вход с кадилом, во время произнесения диаконом ектений на амвоне. Некоторые из них «Служебник» предписывает уже прочитывать «тайно», но, собственно, «тайными молитвами», а точнее – тайно, таинствосовершительными, следует называть только молитвы, произносимые священником на Литургии.
Молитвы, которые тихо читаются священником на литургии так и называются – "тайные молитвы". Но, по-русски сегодня это звучит не совсем правильно. Например, у одно поэта в стихотворении есть такие слова: «Бог сегодня сочиняет воду». Некоторых православных людей они смущают. Потому что «Бог сочиняет сегодня» - носит для современного слуха легкомысленный оттенок. Мы говорим: «Да, хватит уже сочинять, сочиняй ещё сочиняй, тоже мне, господин сочинитель», то есть выдумщик, фантазёр, беспечный человек. Но, на самом деле «сочинять» это не всегда говорить легкомысленные вещи, скажем, в молитвах на освящение воды в чине Крещения есть такое выражение: «Ты от четырёх стихий тварь сочинивый. Четырьмя временами круг лета венчал». То есть, Господь «сочинил» четыре стихии и утвердил чин лета, времена года. Сочинил – это от слова со-чин, чин, и означает что Бог утвердил последовательность, порядок, со-упорядочивание. То есть Господь не только сотворил, но и упорядочил, навел порядок, строй, гармонию и - «вот все хорошо весьма»!
Точно так же и определение – «тайные молитвы». Это не молитвы под грифом «только для богослужебного пользования для священнослужителей», а то, что они необходимы для совершения Таинства Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Если бы эти молитвы были бы секретными, то «Служебники», в которых напечатаны тайные молитвы, не продавались бы в свободном доступе в церковных лавках. Замечательно, что любой мирянин может их приобрести или найти цифровую копию книжки в интернете и прочитать «Служебник» от корки до корки.
Потому что, если иначе, если относиться к этим молитвам, как к страшно засекреченному от профанов «коду Да Винчи», то мы будет крайне ложно понимать общее церковно-иерархическое устроение Церкви, соотношение, со-служение священства и мирян в едином деле Евхаристии.
Это неправильное понимание разделяет церковное сообщество: миряне отдельно, священство отдельно, епископы отдельно. Каждый, словно сам по себе: епископ – «право правит слово Истины», батюшки – служат и совершают требы, а миряне – стоят и внимают молитвам. А разве Христос нас не соединил Своей Кровью? Церковь есть Тело Христово. Его создают сообща все христиане, причастные Православной Церкви. Каждый на своей церковной ступени, своими талантами, силами, умениями. Апостол Павел говорит о разнообразии даров, подаваемых Духом Святым: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор. 12, 4). Поэтому тайные молитвы дома могут читать и миряне. Они могут их даже выучить наизусть. Единственное что им не разрешено – это читать тайные молитвы перед престолом вместо священника, потому что такой харизмы (дара священства) у них нет. Таким образом, если мирянин присутствует на литургии, он всегда находится в актуальном со-служении: с епископом, со священством - со Христом.
Сегодня чтение тайных молитв не во всеуслышание физически облегчает литургическое моление для мирян. И Церковь согласилась с внешне облегченным устроением литургии, чтобы весь народ Божий принимал в ней участие. Чтобы литургия была литургией. Ведь слово «литургия» с греческого переводится как общее дело.
В настоящее время есть две практики: первая (общая) - тайные молитвы сегодня читаются не секретно, а тихо, так что прихожане их не слышат.
Вторая, гораздо менее распространенная, - когда священники их читают в алтаре перед престолом вслух, так, что тайные молитвы слышат все прихожане. Но это делают чаще всего опытные пастыри. Как это происходит? Сначала хор поёт песнопение, потом священник читает молитву. Литургия немного удлиняется по времени на 15-20 минут.
Важно отметить, что решение, как читать тайные молитвы вслух или про себя, не может решаться отдельным священником. Решение Церковь может принять только соборно. Скорей всего возврата к прежней громогласной традиции среди батюшек уже не будет. Большинство продолжит читать про себя, но кое-где в храме, где приход дружный, небольшой, сельский или районный, или, наоборот, известный, благоустроенные многими поколениями прихожан, где прихожане духовно опытные и позволить введение древней практики будет несложно, то можно взять благословение у благочинного, у правящего архиерея и в простоте сердца читать тайные молитвы вслух, не считая, что ты делаешь что-то особенное в этой жизни, что какой-то великий духовный подвиг несешь.
Нам же, православным христианам, присутствующим регулярно за богослужением, будет крайне полезно познакомиться с содержанием этих «тайных», но отнюдь не секретных молитв. Для этого достаточно просто заглянуть в книгу под названием "Служебник".